Антигравитационная терапия
Одной из основных задач реабилитации пациентов Клиники Мельниковой Е.А. с двигательными нарушениями различной тяжести является восстановление самостоятельной ходьбы, устранение неустойчивости в ходьбе, восстановление симметрии походки, улучшение координации движений, приобретение и развитие навыков передвижения.
Для достижения результатов в данном направлении в Клинике Мельниковой Е.А. применяется ряд методик антигравитационной терапии.
Метод кинезотерапии.
Разработан специально для пациентов Клиники Мельниковой Е.А. на основе методик NTD с использованием нейро-ортопедического реабилитационного пневмо-костюма РПК «Атлант»
|
|
Тренажер Гросса
На протяжении многих лет мозжечок традиционно рассматривался как структура мозга , контролирующая статику и координацию движений.
Наличие двусторонних связей между мозжечком и полушариями большого мозга, в первую очередь «двигательной» и «чувствительной» корой, хорошо известно. Они представлены корково-мостоцеребеллярным путем, оканчивающимся в коре мозжечка, и церебеллоталамо-корковым, начинающимся в ядрах мозжечка. Через эти пути мозжечок оказывает корригирующее влияние на движения, обеспечивая их точность.
Механизм влияния мозжечка на двигательные и вестибулярные функции происходит путем регулирования скорости, силы, ритма , точности движения, последовательности и их сглаженности.
Принцип в устройстве тренажера состоит в том, что он обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности. Тренажер позволяет снимать нагрузку с опорно – двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию и одновременно тренажер предохраняет больного от возможности падения и травм.
При помощи тренажера Гросса даже не ходячий ребёнок может принять вертикальное положение, передвигаться в пространстве, вырабатывать таким образом опорность ног, шаговые движения, тренировать вестибулярный аппарат, развивать мышечную силу. За счет увеличения общей двигательной нагрузки, которую ребенок способен выполнять в специальном тренажере, происходит более быстрое формирование необходимых двигательных навыков (шагового движения, опорности, способности сидеть и стоять, удерживать голову).
Эффективность занятий на тренажере обеспечивается не только за счет мощной сенсомоторной активации проприорецепторов различного назначения, но и за счет активации дистантных рецепторов ( зрения) и взаимодействия их с проприо- и экстрацепцией.
Занимаясь в тренажере « Гросса» мы обучаем больного произвольным движениям в статике, а так же решаем частичные задачи по расслаблению мышц при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулируем функции ослабленных мышц и обеспечиваем нормальную подвижность в суставах; содействуем развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние; стимулируем рефлексы, формирующие передвижение (переступание, ходьба).Это является необходимым условием для координированной работы опорно – двигательного аппарата, формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.
|
|
|
Имитатор подошвенной нагрузки "Корвит"
Подошвенный имитатор опорных нагрузок «КОРВИТ» предназначен для моделирования опорных реакций с использованием принципа пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стопы с помощью специальных пневмокамер, обеспечивающих давление в импульсном режиме (режим реальной ходьбы).
Возникающие в результате пневмомеханического давления на стопу пациента импульсы от проприорецепторов, которые сигнализируют о равновесии тела в пространстве, идут через спинной мозг (пути Голля и Бурдаха, Флексига и Говерса) в продолговатый мозг ( оливы ), средний мозг, в мозжечок, таламус и дале в кору головного мозга. В результате активизируется анализатор равновесия и гравитации, что позволяет правильно ставить стопу и учиться ходить.
При исследовании задержек психического и речевого развития у детей в 95% случаев наблюдается моторная «неловкость» различной степени, свидетельствующая о мозжечковой недостаточности. Мозжечок осуществляет не только динамический контроль структур, занятых в продукции речи, но и непосредственно связан с префронтальным кортексом, являющимся центром познания, управления поведением и формирования речи.
Впервые в качестве вспомогательной терапии в Клинике Мельниковой Е.А. для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений был использован новый прибор Имитатор опорной нагрузки.
Была разработана специальная методика применения Прибора для лечения детей не только с выраженными задержками в психоречевом развитии, но и также с фонематическими нарушениями в речи, когнитивным снижением при минимальных мозговых дисфункциях, что часто наблюдается и у практически здоровых детей. Практика показала эффективность использования данной методики, как вспомогательной терапии, на фоне основного патогенетического лечения – Аутонейритотерапии.
|
![]() |
|
|
ЛФК
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий (Мастюкова Е.М. 1992).По мнению Е.М. Мастюковой (1997), для всех детей ЗПР характерны закономерности нарушенного нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, недостаточная выраженность познавательных интересов, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.
Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:
1) Cниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
2) Нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный "корсет", снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
3) Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро - и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве;
4) Сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей - силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
5) Нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.
Часто у этих детей проявляются слабость регуляции произвольных движений, несформированность движений, особенно страдает тонкая моторика и выявлен недостаточный уровень развития выносливости особенно в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса. Дети с ЗПР имеют более низкие показатели веса, роста, окружности грудной клетки, нарушения осанки и различные хронические и соматические заболевания. Отмечают ослабленность здоровья, низкую умственную и физическую работоспособность, быструю утомляемость.
Отклонения в созревании психических функций проявляются в нарушенияхкоординационных способностей и локомоторной деятельности.
На протяжении многих лет мозжечок традиционно рассматривался как структура мозга , контролирующая статику и координацию движений. В последние годы появляется все больше клинических, анатомических, электрофизиологических, нейровизуализационных подтверждений участия его наиболее молодой части - неоцеребеллума в контроле высших психических функций (ВПФ).
В коре мозжечка происходит обработка информации из разных отделов головного мозга, имеющих отношение не только к двигательным, но и речевым, а также когнитивным (познавательным) функциям.
Наличие двусторонних связей между мозжечком и полушариями большого мозга, в первую очередь «двигательной» и «чувствительной» корой, хорошо известно. Они представлены корково-мостоцеребеллярным путем, оканчивающимся в коре мозжечка, и церебеллоталамо-корковым, начинающимся в ядрах мозжечка. Через эти пути мозжечок оказывает корригирующее влияние на движения, обеспечивая их точность. Существуют и двусторонние пути, посредством которых мозжечок воздействует на ВПФ. Они связывают мозжечок с ассоциативными полями преимущественно контрлатерального полушария большого мозга. Ассоциативные поля теменной, височной и лобной долей ответственны за реализацию сложной, интегративной, мотивационной деятельности мозга. Их поражение приводит к нарушению поведения, речи, памяти, сознания, зрительного восприятия, обработки сложной зрительной информации, аффективным нарушениям при отсутствии двигательных и координаторных расстройств.
Предполагается, что механизм влияния мозжечка на ВПФ аналогичен таковому для двигательных функций. Подобно тому, как мозжечок регулирует скорость, силу, ритм, точность движений, он регулирует и скорость, последовательность, слаженность различных ВПФ. С этой точки зрения аналогом дисметрии движений может быть «дисметрия» мышления.
Функция мозжечка в контроле когнитивных процессов заключается в подготовке большого мозга к получению информации, ее обработке и усвоению, что имеет ключевое значение в процессе обучения.
Основываясь на вышесказанном, активируя функции мозжечка путем тренировки двигательного и вестибулярного анализаторов, мы опосредованно влияем на ВПФ и вегетативную нервную систему.
Также в процессе занятий лечебной физической культурой (ЛФК) систематически возрастающая дозировка мышечной работы обеспечивает все более расширяющийся уровень дыхания, повышение потребления кислорода, увеличение минутного объёма дыхания, возрастание максимальной вентиляции лёгких и бронхиальной проходимости. Стимулирующие действие физических упражнений оказывает положительное влияние на дыхание в целом: обеспечивает восстановление нарушенной координации отдельных звеньев дыхательного акта, улучшается механика дыхания. Так же укрепляется мышечный корсет.
Созданию положительного эмоционального фона на занятиях ЛФК способствует соблюдение дидактических принципов физического воспитания, в первую очередь, уважения личности ребёнка, соответствие предлагаемых физических упражнений возможностям его организма. Программы занятий подбираются для каждого ребенка индивидуально. Учитывается физиологические физические данные ребенка, степень локализации поражения, степень подготовленности детей к занятиям и антропометрические данные. Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально, в зависимости от характера ребенка или его психологического состояния – в случае необходимости в присутствии родителей.
|
|
|
|
Лечебный массаж
Детский церебральный паралич (ДЦП) возникает вследствие нарушения функций отделов головного мозга, которое может возникнуть при внутриутробном развитии, во время трудных родов или в первые недели после рождения ребенка. Последствия ДЦП: нарушение координации движений, гипертонус или ослабленность мышц всего тела, нарушение походки.В последние два десятилетия общепризнанно, что систематическое комплексное лечение, включающее ЛФК и массаж, значительно улучшают состояние у большинства больных. Резкое повышение тонуса, особенно в сгибателях и приводящих (аддукторах) мышцах, способствует образованию контрактур. Такие больные с трудом передвигаются, перекрещивая ноги. Они с трудом (или не могут) выполняют точные движения рукой (пользуются ложкой, карандашом). Нередко нарушается интеллект. Больные ДЦП физически и психически отстают в развитии от своих сверстников. Вследствие пареза, паралича мышц, конечностей, их укорочения, неправильной походки, позы при сидении, как правило, нарушается осанка и наблюдаются сколиозы, кифосколиозы, патологические изменения в стопе. Нередко констатируются изменения внутренних органов вегетативной нервной системы и обменных процессов.
Часто симптомы ДЦП проявляются уже на первой неделе жизни, но не все родители их замечают, так как малыш обычно в это время спит круглые сутки. А именно лечение на ранней стадии ДЦП может предотвратить более серьезные последствия. Так как любой вид массажа противопоказан для детишек младше одного месяца, лечебный массаж для детей с ДЦП обычно начинают тогда, когда малышу исполняется полтора месяца.
Цель массажа: понизить рефлекторную возбудимость мышц, предупредить развитие контрактур, уменьшить синкинезии, стимулировать функцию паретических мышц, улучшить лимфо- и кровообращение, уменьшить трофические расстройства.
Лечебный массаж при ДЦП является таким же, как при других заболеваниях: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. При лечебном массаже для детей с ДЦП все движения проводятся от центра к периферии, что позволяет расслабить напряженные мышцы. Такой массаж называется нисходящим, и он отлично подходит для подобных больных.
|
|