Новая технология вспомогательного лечения задержек психического и речевого развития на фоне аутонейритотерапии.
Авторы статьи:
Мельникова Елена Анатольевна, главный врач Клиники Мельниковой Е.А., к.м.н., врач невропатолог, нейрофизиолог высшей категории.
Речь – важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые, зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языко-глоточный, блуждающий и подъязычные нервы.
При исследовании задержек психического и речевого развития у детей в 95% случаев наблюдается моторная «неловкость» различной степени, свидетельствующая о мозжечковой недостаточности. Использование, при исследовании мозжечка, магнито-резонансной томографии (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) позволило выявить новое (помимо регуляции равновесия координации и поддержания мышечного тонуса) - участие мозжечка в формировании речи, а именно его филогенетически самую новую часть – неоцеребеллум. За счет его непосредственных связей с таламусом, моторной, речевой и когнитивной зонами полушарий головного мозга происходит формирование не только новых двигательных навыков, но и плавности речи, регулировании её громкости, правильной модуляции ударений в словах и предложениях, а также в правильном построении фраз, склонении существительных и сопряжении глаголов.
Мозжечок осуществляет не только динамический контроль структур, занятых в продукции речи, но и непосредственно связан с префронтальным кортексом , являющимся центром познания, управления поведением и формирования речи.
В этом центре находится разные программы наших действий, которые «закодированы» и представлены в виде автоматизированных алгоритмов-энграмм, которые активизируются по мере необходимости.
Впервые в качестве вспомогательной терапии, в МЦ CORTEX, для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений, был использован новый прибор Имитатор опорной нагрузки «Корвит».
Как известно, действующим фактором при использовании данного прибора является механическое стимулирование пяточных и плюсневых зон стопы за счет пневмомеханического давления, которое обеспечивают специальные пневмокамеры, работающие в разных импульсных режимах.
Мозжечок, принимая сигналы различной модальности с «периферии», кодирует их для передачи в префронтальный кортексом.
У детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений, возникающий импульс от пневмомеханического давления прибора «Корвит» (в специальном режиме с максимальной силой в Паскалях) от пропреорецепторов воспринимающих давление по переднему и заднему спиноцеребеллярным путям лишь частично переключается на ядрах ствола (в отличие от ДЦП ) и сразу поступает к клеткам Пуркинье в коре мозжечка, где «кодируются» и поступает в главный центр познания, управления поведением и формирования речи.
В МЦ CORTEX разработана специальная методика применения Прибора для лечения детей не только с выраженными задержками в психоречевом развитии, но и также с фонематическими нарушениями в речи, когнитивным снижением при минимальных мозговых дисфункциях, что часто наблюдается и у практически здоровых детей. Практика показала эффективность использования данной методики, как вспомогательной терапии, на фоне основного патогенетического лечения – Аутонейритотерапии.