Отставание или отсутствие речи
Расстройства речи:
-
неспособность овладения речью (общее недоразвитие речи)
-
приобретенные, вторичные нарушения в результате неврологических заболеваний
Расстройства развития речи:
Расстройство развития экспрессивной речи
Определение — выраженное нарушение развития экспрессивной речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости или неадекватного обучения и которое не связано с первазивным расстройством развития, нарушением слуха и неврологическим расстройством.
«дислалия сенсорная»
Расстройства развития импрессивной речи
Аналогом в отечественной литературе является термин «дислалия сенсорная».
Расстройства развития импрессивной речи (рецептивного языка, недоразвитие фонематического слуха)
Согласно МКБ, существенной чертой расстройства развития является выраженное нарушение развития способности к пониманию языка, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости или неадекватного обучения в школе и которое не связано с нарушением слуха или неврологическим заболеванием. Диагноз ставят только в том случае, если нарушение значительно мешает успехам в школе и нормальной повседневной жизни, требующей понимания вербального (или знакового) языка. Аналогом в отечественной литературе является термин «дислалия сенсорная».
2. Критерии
A. Показатели, полученные по стандартизированным тестам на импрессивную речь, существенно ниже, чем по невербальным интеллектуальным способностям.
Б. Нарушение А в значительной степени влияет на успехи в учебе или на повседневную жизнь, требующих понимания вербального (и знакового) языка. Это может проявляться в более тяжелых случаях в неспособности, понимать простые слова или предложения. В менее тяжелых случаях может иметь место трудность в понимании только некоторых типов слов, таких, как пространственные термины, или в неспособности понимать более длинные или более сложные утверждения.
B. Не связано с первазивным (аутичные) расстройством развития, нарушением слуха или с неврологическим заболеванием.
Большинство детей с расстройством развития рецептивного языка лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.
3. Клинические симптомы
Тяжелые формы обнаруживаются уже к 2 годам; легкие формы могут не проявляться до 7-летнего возраста (второй класс) или дольше, когда язык становится более сложным. Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. У детей отмечается значительная задержка понимать (декодировать) вербальный или знаковый язык, хотя невербальная интеллектуальная активность у них соответствует возрасту. В большинстве случаев вербальное или знаковое выражение (энкодирование) языка также нарушено. Клинические особенности расстройства развития импрессивной речи у детей в возрасте от 18 до 24 месяцев почти не отличимы от расстройства развития экспрессивной речи; ребенок не может произносить спонтанные звуки одиночной фонемы (звуковой блок) или подражать словам, произнесенным другим лицом.
Ребенок с расстройством развития импрессивной речи не в состоянии указать на обычные предметы и не слушается простых команд, однако он слышит и нормально реагирует на нелингвистические звуки из окружающей среды, но не на звуки речи. Ребенок начинает говорить поздно, речь содержит много ошибок в произношении, пропуски, искажения, замены фонемы на фонему. Усвоение языка замедленное, чем у нормальных детей.
Дети испытывают также трудности при воспроизведении из слуховой и зрительной памяти, в распознавании символов в нужной последовательности.
У большинства детей отмечаются повышение порога слуховой активации и неспособность локализовать источники звуков. Среди родственников чаще встречаются лица с эпилепсией и нарушением чтения, чем у населения в целом.
Сопутствующими нарушениями являются нарушение развития артикуляции и координации, низкая успеваемость, социальные и поведенческие проблемы.
В большинстве случаев сочетается с расстройством развития экспрессивного языка. Поэтому ребенку надо предъявлять стандартизированные тесты на все виды нарушений речи. Следует исключить умственную отсталость, приобретенную афазию и аутические расстройства развития.
4. Коррекция
Логопедическая терапия речи и занятия с дефектологом. В легких случаях обучать нескольким языковым структурам одновременно в естественной обстановке. В тяжелых случаях целесообразно учить простым специфическим структурам языка.
Психотерапия показана детям, которые испытывают эмоциональные и поведенческие нарушения. Особое внимание уделяют улучшению самооценки.
5. Лечение - аутонейритотерапия
6. Прогноз
Прогноз благоприятен в легких случаях, в целом он менее оптимистичен, чем для расстройств развития экспрессивного языка. В тяжелых случаях с нарушениями памяти и сенсорной интеграции прогноз осторожный.