СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Распространенность 4-9% среди школьников, мальчики преобладают в 4-5 раз, первые симптомы проявляются до 8 лет. Симптоматика наблюдается не менее 6 месяцев. У 60% больных выявляются нарушения экспрессивной речи, которые в значительной степени снижают школьную успеваемость.
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по DSM—IV критериям
(American Psychiatric Association: DSM-IV, 1994)В DSM-IV СДВГ разделен
на 3 типа:
С преобладанием невнимательности.
С преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Смешанный тип (равномерная выраженность нарушения внимания и гиперактивности).
Обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх).
Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными расстройствами или психопатиями.
Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Синдромологическая структура. Клиника синдромов
Невнимательность/отвлекаемость (DSM-IV):
1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
5. Слушает, но кажется, что не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.
Из перечисленных признаков хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Гиперактивность:
1. Не может играть тихо, спокойно.
2. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле вертится.
3. Часто встает в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
4. Не может спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение, моторный ребенок.
6. Болтлив.
Импульсивность:
1. На вопросы отвечает не задумываясь, не дослушав вопрос до конца.
2. Мешает другим, пристаёт к окружающим.
3. С трудом дожидается своей очереди в игре.
4. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Из перечисленных признаков гиперактивности, импульсивности хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Прогноз
Сохраняются симптомы у 50-80% подростков, присоединяются нарушения поведения, невыполнение требований взрослых, безрассудность, трудности организации труда, 23% не заканчивают школу. У 25% взрослых нарушения поведения, конфликтность, сложности с работой, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 50% больных молодого возраста сохраняются трудности с концентрацией внимания и торможением импульсивности.
Организационные методы
Диспансеризация 5-6-летних детей на выявление когнитивных и моторных дисфункций в дошкольном периоде Психологическая помощь ребенку и семье Коррекция гиперопеки со стороны родителей
Эпилепсия – хроническое нервно-психическое полиэтиологическое заболевание, возникающее преимущественно в детском и юношеском возрасте, характеризующееся полиморфной клинической картиной, главными элементами которой являются:
- повторные, непровоцируемые эпилептические припадки;
- транзиторные (преходящие) психические расстройства;
- хронические изменения личности и интеллекта, иногда достигающие степени деменции.