Плохая обучаемость

К когнитивным или познавательным функциям человека отнесены речь, внимание, память, мышление. Каждая из них не имеет конкретной топографии в головном мозге, а является интегративной системой, вклю­чающей различные корковые центры, лимбические структуры, проводя­щие пути, нейронные связи и системы нейромедиаторов. Когнитивные на­рушения влияют на уровень обучения, социальную адаптацию ребенка и будущее трудоустройство, распространенность школьной дезадаптации среди московских школьников достигает 17%. Весьма актуально проводить дошкольную диагностику корковых дисфункций для своевременной кор­рекции.

Согласно DSM-IV, расстройства обучения характеризуются неадекватным возрасту развитием учебных, языковых, речевых и двигательных навыков, которое не связано с явными неврологическими расстройствами, умственной отсталостью, общим расстройством развития или недостаточными возможностями образования (АРА, 1994). В МКБ-10 для обозначения аналогичных состояний применяют термин «специфические расстройства развития». Расстройство обучения диагностируют, если та или иная способность индивидуума оказывается существенно ниже, чем следовало бы ожидать исходя из его возраста, уровня интеллекта или соответствующего возрасту образования. Термин «существенно» обычно предполагает не менее двух стандартных отклонений от норматива, определяемого с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ).

К когнитивным нарушениям, вызывающим плохую обучаемость относятся:

  1. Различные расстройства речи.
  2. Дислексия, расстройство развития способности к чтению
  3. Расстройство развития экспрессивного письма
  4. Нарушение развития способности к арифметическому счету
  5. Расстройство развития координации