Новая медицинская технология лечения аутизма, задержек в психическом и речевом развитии у детей– аутонейритотерапия.

Аутонейритотерапия в лечении детей с ЗПР, ЗРР и аутизмом. 

Авторы:
Василенко Ф.И.,
Мельникова  Е.А.

В последнее время в структуре  нервно-психических заболеваний увеличился процент  детей с «диагнозами » Задержка Психоречевого Развития ( ЗПР) и аутизм. Поэтому эта проблема становится все более актуальной как для родителей этих детей, так и для врачей, занимающихся их лечением.

Углубленный анализ феномена ЗПР показывает, что за его фасадом, наиболее часто скрывается олигофрения ( в основном дебильность различной степени выраженности), аутизм и нервно-психические расстройства в следствии органического поражения мозга различной этиологии. Феномен ЗПР так же может быть обусловлен «микст-патологией» (комбинация нервно-психических нарушений с соматическим заболеванием- ДЦП, патология сердечно-сосудистой системы, почечная недостаточность, пороки развития и т.д.). Детская шизофрения значительно реже «маскируется» ЗПР, однако это не значит, что такой феномен не имеет места.

 

Аутонейритотерапия в лечении ЗПРР ЗПР Аутизма

«Диагноз»  ЗПР является одной из важных причин позднего обращения родителей к неврологам и к психиатрам, что ведет к упущенному времени для проведения наиболее эффективных реабилитационных мероприятий. «Диагноз» ЗПР должен крайне настораживать работников детских учреждений, родителей, психологов, логопедов, неврологов, педагогов и просто врачей педиатров, так как именно ЗПР является основной причиной социальной недостаточности детей, которая приводит к инвалидности. Термин ЗПР, так широко применяемый в педагогике, психологии, неврологии и психиатрии, по сути является сборным понятием , констатирующий факт задержки или отклонения от нормальных этапов развития психики и речи ребенка или подростка. Патогенетические механизмы ЗПР различны и разнообразны. Это может быть интеллектуальная недостаточность, расстройство личности, социально-педагогическая запущенность, психическое заболевание, нейроинфекция и т.д. Поэтому обязательным является изучение состояния психических процессов (изменения по органическому, астеническому или эндогенному типу, с указанием их степени выраженности и по возможности стойкости этих изменений). Обязательным также является определение причин социальной недостаточности — социально-педагогическая запущенность; патология личности (формирующаяся психопатия) или патологическое состояние (болезнь, дефект).

Таким образом. выставленный ранее диагноз » ЗПР» должен быть в обязательном порядке трансформирован в конкретный нозологический диагноз, с указанием этиологии заболевания, основных синдромов, степени их стойкости и выраженности. Именно такой конкретный диагноз является базисом эффективного лечения и признания ( или не признания) ребенка инвалидом.

Человеческий мозг анатомически и физиологически от рождения подготовлен к восприятию речи. Уже у младенцев в возрасте одной недели  регистрируется  в левом полушарии амплитуда вызванных потенциалов мозга при звуках человеческой речи, которая значительно  выше, чем в правом. А при неречевых звуках амплитуда выше в правом полушарии. Морфологические исследования показали, что размеры области зоны Верника (акустико-гностический сенсорный центр речи, находящийся в задних отделах верхней височной извилины слева) больше в левом полушарии. Причем эта ассиметрия выявляется уже в эмбриогенезе. Учитывая, что большинство речевых центров находится в левом полушарии, его стали считать ведущим в организации речи. Но нельзя говорить о полном доминировании левого полушария в функции речи. Исследования больных с расщепленным мозгом показали, что правое полушарие способно понимать устную и письменную речь, существительные и очень простые предложения. Клинические наблюдения также показывают, что если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевых  областей левого полушария, то у него развивается афазия (неспособность к экспрессивной речи). Но примерно через год речь восстанавливается, что свидетельствует о передаче речевой функции другому полушарию. Такая компенсация возможна только в возрасте до 10 лет.

Существует взаимосвязь между речевыми зонами разных полушарий. Например: зона Брока левого полушария связана с моторным программированием речевой артикуляции (45 и 46 поля по Бродману-нижней фронтальной коры). Правополушарная зона Брока выполняет тормозную функцию по отношению к левополушарной зоне Брока, способствуя дискретности (раздельности) речи и ее понятности.При поражении нервных трактов слева, соединяющих зоны Брока и Верника, речь частично становится бессмысленной. Морфологический уровень языка, словоизменение и словообразование связаны с деятельностью левого полушария. Правое полушарие воспроизводит в речи готовые формы слова, пользуется ими как целостными единицами.

Речь и ее нарушения.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой , двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние  придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того , важна координация дыхания и произношения звуков. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.
Речь – важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные  в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые, зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.
Обычно  к 1,5 годам ребенок начинает говорить, но иногда это происходит значительно позже, хотя ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь.

Развитие речи

Задержка речевого развития (алалия) влияет и на психическое развитие, поскольку речь –важнейшее средство информации для ребенка.  В процессе овладения речью у ребенка значительно возрастает способность к сложным смысловым ассоциациям, к усвоению абстракций. Речь способствует развитию гнозиса. Гнозис- это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа , хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Ориентировка ребенка в окружающем мире, запас сведений о нем, его социализация- вот ,что такое гнозис.  Этот запас сведений об окружающем мире складывается из потока сенсорных импульсов речевых, зрительных, слуховых, тактильных и др. анализаторов, и откладывается в системах памяти. В результате сохраняющейся гипоксии нейронов или незавершенной дифференциации в корковых  центрах высших гностических механизмов нарушается интерпретация этих импульсов. И дальнейшее сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса, суть которого в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение  их «знакомости» и окружающий мир, знакомый нам в деталях,  для ребенка становится чуждым, непонятным, лишенным значения. Вся его неадекватность  и асоциальность поведения объясняется этим. Он не знает и не понимает, как себя  вести в этом чуждом для него мире, он «сам в себе и сам по себе» пытается выжить в нем. Даже окружающие его близкие являются для него лишь «постоянно мелькающей частью» этого мира.

Развитие речи способствует развитию праксиса. Человек усваивает в процессе жизни массу специальных двигательных актов., другими словами навыков. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Праксис – это план действий. Здесь уместно привести слова К.Маркса:
«Человеческое действие тем и отличается от работы «наилучшей пчелы», что прежде чем строить, человек уже построил в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже перед началом этого процесса имелся идеально, т.е. в представлении работника».
В результате сохраняющейся гипоксии нейронов или незавершенной дифференциации в корковом  центре праксиса ( чаще теменно-височно-затылочная область доминантного полушария, реже при поражении субдоминантного правого полушария у правшей, либо мозолистого тела, связывающего оба полушария) нарушается интерпретация этих импульсов.
Вследствие нарушения плана действия ребенок может совершать много ненужных действий, или совершать действие, отдаленно напоминающее задание. Либо может застревать на каких -то действиях, т.е. совершать стереотипные, повторяющиеся движения. Важно помнить, что праксис и гнозис формируются по мере созревания ребенка , поэтому маленькие дети не могут выполнить еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц,  завязывание шнурков и т.д.
Корковая незрелость центров  гнозиса, праксиса и речи течет под маской АУТИЗМА. Но в отличии от него хорошо поддается лечению. Поэтому очень важно правильно поставить диагноз.
Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обуславливает и разнообразие речевых расстройств. При нарушении иннервации речевого аппарата возникает  дизартрия –нарушение артикуляций, которая может быть обусловлена центральным или периферическим параличом речедвигательного аппарата,  поражением мозжечка, стриопаллидарной системы. Различают также дислалию – фонетически неправильное произношение отдельных звуков.  Логопедическими занятиями можно исправить только дислалию функционального характера! Все другие расстройства речи имеют  органическое происхождение, поэтому должны лечиться в первую очередь у невролога или у психиатра. 
С развитием речевой функции в доминантном полушарии ( у правшей – в левом, у левшей – в правом) формируются гностические и практические речевые центры, впоследствии – центры письма и чтения. Органические корковые речевые расстройства представляют собой варианты агнозий и апраксий. Речевые агнозии и апраксии называются афазиями.

Речевые расстройства в детском возрасте делятся на следующие группы:

Речевые нарушения, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

  1. Афазии –распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

  2. Алалии – системное недоразвитие речи, вследствии поражений корковых зон в доречевом периоде;

  3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС:

  1. Заикание;

  2. Мутизм и сурдомутизм.

Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т.д.).

нарушение развития речи

В нашем центре вашему ребенку  помогут  найти причину речевых нарушений, характер сопутствующих когнитивных расстройств, правильно поставить не только клинический диагноз, но и обязательно топический, с  локализацией очага поражения в головном мозге. И с учетом всего этого, правильно назначить лечение.

Диагностика головного мозга включает в себя нейрофизиологическое, патопсихологическое  и нейроиммунологическое исследования.


Нейрофизиологическое и  патопсихологическое  исследования позволяют поставить топический диагноз, т.е. определить какие из речевых центров поражены  или плохо функционируют,  как они связаны между собой и с другими областями мозга. 

Аутонейритотерапия в лечении ЗПР и аутизма, через проекционные зоны речи, праксиса, гнозиса, способствует их активации, стимулирует развитие стойких  проекционно-ассоциативных связей  и улучшает работу первой сигнальной системы мозга, которая осуществляет интеграцию  всех сигналов, поступающих  по каналам отдельных анализаторов и формирует ответные действия. За счет создания новых аксоно-дендритных связей  аутонейритотерапия активирует и вторую сигнальную систему мозга, за счет объединения системы различных анализаторов в единое целое, тем самым делая возможным осмысленное восприятие окружающего мира «со знанием и пониманием». Этот уровень интеграции теснейшим образом связан с речевой деятельностью, причем понимание речи (речевой гнозис) и использование речи  как средства обращения и мышления (речевой праксис)  взаимосвязаны.

В конечном итоге, аутонейритотерапия, активируя высший уровень интеграции, способствует быстрому овладению тех навыков и знаний, которыми располагает общество,  и формирует  ребенка в процессе его созревания, как социального существа.

Сделайте нас частью вашей истории успеха!  Записывайтесь к нам на лечение, либо заполните форму на  предварительный расчет стоимости лечения.