Floortime
Не каждый ребенок способен достичь высшей ступени критического мышления, но большинство детей все же способны подниматься вверх по лестнице развития
Программа Floortime рассчитана на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей. Она учитывает индивидуальные особенности ребенка в обработке информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех навыков и умений, которыми он уже обладает.
Floortime (букв. – время, проведенное на полу) — это когда мы вместе с ребенком сидим или лежим на полу и проводим занятия, находясь именно на полу. С одной стороны, Floortime – это специфическая техника, когда взрослый проводит по 20 минут на полу с ребенком несколько раз в день. С другой стороны, это и особая философия двусторонней коммуникации, которая должна пронизывать все виды занятий с ребенком (занятия по развитию речи, двигательная коррекция, занятия с коррекционным педагогом, и т.д.)
Итак, программа Floortime включает в себя две полярности, два принципа одного развивающего процесса, о которых необходимо всегда помнить. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.
Давайте рассмотрим подробно каждый из этих принципов:
- Следовать за ребенком
Самый известный принцип Floortime можно сформулировать следующим образом – выстраивая взаимодействие с ребенком, необходимо следовать его интересам, поощрять и развивать их. Так, почему все же так важно следовать за ребенком? Во-первых, потому что эти желания могут многое нам сказать о его эмоциональном мире, дать нам знать, что радует его. Например, ребенок может часами стоять возле вентилятора, уставившись на него. Нам кажется это абсолютно неприемлемым, и мы пытаемся избавить ребенка от этой привычки.
Однако для ребенка это почему-то значимо и приятно. Ребенок бесконечно трет одно и то же пятно на полу. В этом есть что-то значимое для него. Ребенок без остановки закрывает и открывает дверь, или бесцельно слоняется по комнате из угла в угол. И мы начинаем с вопроса: «Почему ребенок это делает?» И ответом будет не то, что у ребенка такое-то и такое-то расстройство или проблема, или что у него аутизм или синдром Дауна. Каждый ребенок – это человек. И у него, возможно, есть набор проблем и диагнозов, но он сам – не проблема! Он – человек со своими реальными желаниями и чувствами. Подчас ребенок не может сказать нам, что доставляет ему удовольствие, и почему он делает то или иное. Тогда мы должны сами попытаться ответить на этот вопрос, наблюдая за ним и за его действиями. Почему он это делает? Почему это доставляет ему удовольствие? Что это значит для него? Собственно, на этом этапе и происходит следование за ребенком, для того чтобы войти в его мир, разделить его мир и затем попытаться расширить границы его мира посредством выстраивания взаимоотношений. Именно на этом должны базироваться любые взаимодействия между ребенком и взрослым.
Действительно, целью является вовлечение ребенка в «наш» мир из мира его собственного, но мы не хотим делать это насильственными методами сквозь крики и слезы. Делать это лучше с теплотой и удовольствием. Мы хотим, чтобы ребенок разделил с нами наш мир, и в этом главный смысл. Но следовать за ребенком — это только одна сторона равенства.
Если ребенок катает машинку, мы можем делать это вместе с ним. Мы можем катить машинку к нашим рукам, сложив их так, как будто бы это тоннель. Всегда есть способы следовать за ребенком, входя в его мир и затем вовлекая его в мир совместный с нами. И тогда мы увидим, что вместо того, чтобы злиться и раздражаться и убегать от взрослого, ребенок начинает дарить нам теплые улыбки и дружелюбный взгляд. Это и есть начало построения общего мира, совместного с нами пространства.
- Вовлекать ребенка в совместное пространство для того, чтобы развивать его функциональные способности
Необходимо вовлекать его в наш совместный мир с целью развития и совершенствования каждого из уровней его функциональных способностей. Эти способности являются базой эмоционального, социального, речевого и интеллектуального развития ребенка. Когда мы говорим о функциональных способностях, мы имеем в виду необходимый базис для построения взаимоотношений, приобретения навыков общения, мышления.
Мы хотим вовлечь ребенка в наше совместное пространство для того, чтобы научить его обращать внимание и фокусировать его, строить взаимоотношения, ставить цели и выступать с инициативой, находиться в диалоге с окружающими его людьми посредством жестов и, в конечном итоге, посредством слов. Мы хотим научить ребенка находить решения, предвидеть последствия, постоянно взаимодействовать с его окружением и людьми в этом окружении. Мы хотим научить его творческому подходу. Мы хотим научить его мыслить критически, оценивать собственные чувства и мысли. Вот что является конечной целью создания совместного с ребенком пространства — научить его сопереживанию, творческому подходу, научить быть логичным и думающим человеком. Не каждый ребенок способен достичь высшей ступени критического мышления, но большинство детей все же способны подниматься вверх по лестнице развития. Собственно, в этом и заключается вторая часть равенства – развитие функциональных уровней ребенка, его социальных, эмоциональных, интеллектуальных, речевых, академических способностей.