Логопед когнитолог. Когнитивная логопедия

Логопед когнитолог в клинике Мельниковой Е.А. Что это такое?

Комплексный подход к развитию речи с опорой на развитие мыслительного процесса.

Когито (лат) – мыслю, лого (латынь) – слово. Речь не должна воспитываться, а логопед с лат. языка переводится, как «воспитатель речи», в отрыве от совершенствования мыслительных функций. Каждое слово-это образ. Произнося слово, у человека в голове должна сформироваться определенная картинка, что означает, не бездумное повторение, например, как при эхолалии, а ответ мозга на произнесенное слово.

Когнитивная (мыслительная) функция (от лат. cоgnitio — познавание) — это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания. Как и коммуникативная функция, когнитивная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «язык и мышление».

Когнитивные функции, с которыми работает логопед когнитолог:

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей: Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша. Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.

логопед когнитолог

Развитие когнитивных функции речи происходит  в процессе:

Каких удается достичь результатов у детей с задержками речевого развития в процессе логопедических занятий ?

До занятий:

ОНР 1 уровня, значительные трудности в переключении и распределении внимания, неусидчива, в речевом арсенале отдельные слова, преимущественно существительные и простые глаголы типа «дай», «давай», «включи» и т.п.

После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:

ОНР 3 уровня, высокая концентрация внимания, высокая потребность в речевом общении, в речевом арсенале существительные, прилагательные, глаголы, первые предложения (сущ+глаг)

До занятий:

Системное нарушение речи (СНР), СДВГ, зацикливание на игровых заданиях, нежелание выполнять обучающие задания, крики, отсутствие концентрации внимания, речь представлена простыми фразами, состоящими из обиходных слов, потребность в общении с окружающими низкая, на просьбы педагога словесно не отвечает на вопросы, сам не говорит, собеседника не слушает.

После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:

ОНР 3 уровня, дизартрия, СДВГ умеренной степени, резкое снижение аффектно-волевых проявлений, умеренная усидчивость, значительные улучшения в выполнении упражнений на логику и внимание, отраженное повторение артикуляционных и других повторений, средне-высокая потребность в словесном общении, озвучивание просьб, выполнение инструкций, значительное увеличение словарного запаса

До занятий:

СНР тяжелой степени, синдром Дауна, отсутствие зрительного контакта, отсутствие указательного жеста, механическое выполнение некоторых игровых заданий, несформированность речевого выдоха, нет отраженного повторения и повторения на слух артикуляционных упражнений, слаборазвитый пассивный словарь, недостаточно усидчив и сконцентрирован, обращенную речь понимает выборочно, инструкции не выполняет.

После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:

СНР тяжелой степени, синдром Дауна Появилась ярко выраженная потребность в общении: ребенок стал смотреть в глаза, улыбаться при встрече, обниматься. Стал выполнять словесные инструкции, реагировать на свое имя. Появилось регулярное использование указательного жеста. Появилась ярко выраженная результативность деятельности.

Ребенок стал активно подражать действиям педагога во время артикуляционных упражнений: высовывать язык, двигать им, выдыхать, «нажимая» руками на щеки.

Значительно увеличилась частота и сила вокализаций. Появились активные и регулярные звукоподражания такие, как «ай», «ля-ля», «эээ», «ааа», «иии». Скорость выполнения заданий и концентрация внимания ближе к высоким, улучшилось восприятие обращенной речи, стал выполнять инструкции: дай мяч, посмотри на меня и т.п.

До занятий:

ОНР 2 уровня, сенсомоторная алалия, зрительный контакт ограниченный. Обращенную речь понимает частично, инструкции выполняет не полностью. Концентрация внимания средняя. Отраженно артикуляционные упражнения не повторяет.

Навыки самообслуживания не сформированы.

Произвольная речь представлена отдельными словами, при попытке что-то сказать звучат интонированные вокализации, иногда отдельные лепетные слова.

После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:

ОНР 3 уровня, моторная алалия, в активном словаре появилось множество слов, отражающих знакомые ребенку понятия (трактор, солнышко, мяч и пр.) Стал использовать указательный жест и называть знакомый спрашиваемый предмет. Появилось первое предложение: «это футбол». Появилось понятие «я» и первые фразы с использованием этого местоимения: я упал, я акула. Начал сам обуваться, сам мыть руки. Потребность в словесном общении высокая.

До занятий:

СНР 1 степени, палевое поведение, отсутствие зрительного контакта, отсутствие указательного жеста, аффектно-волевые проявления, механическое выполнение некоторых простых заданий, блуждающий взгляд, отсутствие концентрации внимания, невозможность выполнения логических заданий

После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:

СНР 1 степени, ребенок стал более спокойно вести себя на занятиях, увеличилась концентрация внимания во время выполнения упражнений, а также скорость их выполнения. Увеличилась усидчивость. Ребенок стал повторять некоторые имитирующие звуки (ууух, кукареку). Увеличилась потребность в общении, стала реагировать на просьбы педагога, активнее выполнять предложенные задания. Появились явно выраженные улучшения в выполнении более сложных заданий, например соотнести предмет с изображением (выборка из 4 предметов). Увеличилась частота зрительного контакта. Пропала тревожность. Отмечается положительная динамика в понимании обращенной речи.

Когнитивная логопедия в клинике Мельниковой Е.А. Как это работает?

Педагог-когнитолог

В основе развития у детей с РАС и ЗПРР имеет место задержка созревания корковых нейронов и формирование патологических межнейронных связей. Что в дальнейшем приводит к недостаточной деятельности коры головного мозга и проявляется речевыми, когнитивными нарушениями.

С целью ускорения логопедического обучения ребенка в нашей клинике применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТКМС). Стимулируя «напрямую» зоны головного мозга, ответственные за речь, движение языка, память и поведение — ТКМС приводит к появлению устойчивых нейронных связей. А активность стимулируемых зон после транскраниальной магнитной стимуляции на протяжении 1,5-2 часов позволяет добиться быстрого усвоения программных занятий ребенком.     

 

Исходя из нашего направления – когнитивная логопедия, вытекают и наши методики, по которым работает логопед:

С каждой из них Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке.

Базовые принципы нашей работы:

Абсолютное принятие

Отталкиваемся от возможностей малыша

Развиваем познавательный интерес

Развиваем коммуникативную функцию речи

Ответы на распространенные вопросы к логопеду когнитологу?

  • В первую очередь необходимо обратить внимание на наличие либо отсутствия комплекса оживления у младенца.

 Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращённая к взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащённое дыхание, радостные вскрики и т. д.

На втором месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трёх-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1. Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2. Улыбку, выражающую радостные эмоции ребёнка;

3. Двигательное оживление — движения головы, вскидывание рук и ног, прогибание спины и пр.;

4. Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

!!! При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекса оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

  • Эмоциональное уплощение или гиперэмоциональность, т.е. не в полне адекватная реакция на какое-то событие. Например, случилось что-то незначительное, а у ребенка появляется излишняя эмоциональность, агрессия, истерика или наоборот, ребенка, например, стукнули, скажем, на детской площадке, обидели, а он никак не реагирует. Если все это носит постоянный характер, стоит обратить внимание
  • Обратить внимание на то, как играет ребенок. Есть ли зацикленность исключительно на шуршащих, звенящих, только мягких игрушках. Отвергает ли он все остальное? Любимыми игрушки могут быть любые, но если ребенок играет исключительно чем-то одним, а на остальное не обращает внимания, стоит задуматься
  • Познавательный интерес!
 

Ребенок в норме существо apriori с ярко выраженным познавательным интересом. Он должен интересоваться окружающей вокруг обстановкой, проявлять интерес к людям, животным, предметам, явлениям. Если ребенку ничего не интересно, стоит задуматься.

Когда у ребенка сложные речевые нарушения, назначают логомассаж.

Основной показатель-тяжелые формы дизартрии, гипертонус мышц артикуляционного аппарата. Массаж должен сочетаться с артикуляционной гимнастикой. Важно помнить, что он, как и любой массаж, имеет кратковременный эффект и помогает тогда, когда его делают.

Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша. Это не просто привлечение внимание к чему-то. Малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.

 

Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п. Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.

 

Стимулировать указательный жест у детей – это первая ступень в развитии речи. Так вы будете постепенно формировать пассивный словарный запас, который со временем перейдет в активный.

 

Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.

 

Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.

 

Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи. Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.

 

К 1 году жизни жест уже должен быть освоен ребенком в норме.

1. Развивать пассивный словарь, стимулировать познавательный интерес, жить по принципу «что вижу, то пою».

2. Не предугадывать желания ребенка, давать ему возможность самому обозначать то, что он хочет.

3. Читать вслух и петь песенки.

4. Ограничить использование гаджетов, просмотр мультфильмов. Желательно исключить гаджеты до 3 лет совсем.

Стартуйте сегодня. Откройте для себя новый подход к развитию речи ! Записывайтесь на занятия к логопеду когнитологу в Севастополе, или Москве.