Методика развития Монтессори или «речь находится на кончиках пальцев»

Методика развития по системе Марии Монтессори предназначена, в первую очередь, для особых детей, детей, у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекает тяжело.

Система Монтессори гармонично подстраивается под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.

Основные идеи Марии Монтессори, применяемые в нашей работе:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности

 

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги мне сделать это самому.

Педагог-когнитолог

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, направляем детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Общепринятых критериев оценивания в процессе занятий не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. 

Наш основной принцип работы по системе Монтессори:

Ребенок, погруженный в развивающую среду, сам принимает решения без помощи взрослых.

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Педагог-когнитолог

Основные принципы методики:

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки».
  • Монтессори — методика раннего развития.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори является то, что дети учатся в своём темпе. Поэтому на занятиях  не скучно, дети любознательны и инициативны.