Мозжечковая стимуляция. Доска Бильгоу.
Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях.
Кому полезна мозжечковая стимуляция:
- для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания);
- при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения);
- при нарушениях координации движений и моторной неловкости;
- при нарушениях почерка;
- ЗПР, ММД;
- при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;
- при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии).
Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, а также плохой почерк, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.
Мозжечок принимает непосредственное участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух, поэтому нарушения в работе мозжечка напрямую влияют на способности ребенка к обучению.
Нарушенный тонус мышц у детей также указывает на неправильную работу мозжечка и связанного с ним ствола мозга, что ведет к развитию сколиозов и утомляемости при обучении (особенно ярко это проявляется в зевании и усталости, вялости даже при небольших дозах обучающей информации). При неправильном тонусе напрягаются(ослабляются) мышцы икр, голени, взъёма, шеи, мышц спины – отсюда различные искривления, которые также ведут в свою очередь к еще большему ухудшению работы системы кровообращения и питания мозга и, соответственно, к ухудшению работы центральной нервной системы.
Также мозжечок связан с ретикулярной формацией головного мозга, отвечающей зарегулирование процессов сна и бодрствования, неправильная работа которой влияет на ослабление осознанности и внимания при получении и усвоении информации. Гиперактивным детям, с нарушениями внимания, просто необходимо двигаться, именно так естественным путем они восстанавливают и закрепляют нарушенные нейронные связи и заставляют ретикулярную формацию активизироваться, чтобы пребывать в осознанном состоянии, иначе процесс запоминания и внимания невозможен.
Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности. Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.
Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:
- крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка);
- мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки);
- улучшаются функции сенсорной интеграции;
- улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность);
- повышается концентрация внимания;
- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения;
- повышается скорость мышления.
Методы лечения:
Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство — балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске. Доска Бильгоу.
Как проходят занятия:
На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске.
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом.
Упражнения подбираются в зависимости от особенностей и возможностей ребенка.
При таком тренинге на балансире, у детей задействуются одновременно несколько систем:
- вестибулярная;
- моторная;
- сенсорная;
- проприоцептивная;
- глазодвигательная;
- кинестетическая;
- аудиальная.
Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки.
Занятия направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, на развитие зрительно-моторной координации, на стабилизацию процессов сенсорной интеграции, на улучшение и совершенствование движений, вот почему так полезны занятия мозжечковой стимуляции для детей с расстройствами аутистического спектра и задержками психического развития.
Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей.
Мозжечковая стимуляция. Доска Бильгоу.
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Мозжечок отвечает не только за равновесие, координацию движений и движение глаз, но и за интеллектуальное, речевое и даже к эмоциональное развитие ребенка.
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную экспериментальную доску. Работая с плохо читающими детьми, педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей.
Решить ряд проблем с развитием ребенка логопедического и психологического характера поможет балансировочная доска Бильгоу. Доска имеет ровную поверхность и полусферическое основание, на которой нужно поддерживать равновесие и одновременно выполнять простейшие физические и речевые задания. Это стимулирует работу мозжечка взрослых и детей в возрасте от пяти лет.
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагогами и психологами не только при наличии отклонений, но и чтобы увеличить продуктивность работы головного мозга детей, их интеллектуальное развитие и повысить успеваемость в школе.