Помогите вашему ребёнку заговорить: простые шаги к преодолению ОНР.

ОНР или общее недоразвитие речи – это системное нарушение речи, при котором уровень речевого развития ребенка отстает от возрастной нормы. ОНР — это обобщённое понятие, в которое входят практически все нарушения речевой функции. От нарушения речевой артикуляции до расстройств рецептивной ( понимание устной и письменной речи) и экспрессивной речи(выражение активной речи и самостоятельного письма) . Заикание (логоневроз), алалалия(недоразвитие или полное отсутствие речи) , дизартрия (речь нечленораздельна, «смята»,невнятна), ринолалия (изменение тембра голоса или звукопроизношения в результате анатомо-физиологических дефектов) могут отягощать течение ОНР, но сами по себе к понятию ОНР они не относятся.

Очень часто у детей можно встретить задержку формирования лексических, фонетических, грамматических структур языка. И всё это при совершенно сохранном слухе и интеллекте. То есть такое понятие, как общее недоразвитие речи не используется при постановке диагноза детям с психическими расстройствами и с умственной отсталостью.

Как это ни парадоксально, но часто все эти нарушения замечают уже после того, как ребёнок идёт в школу, т.к.они могут иметь не ярко выраженный характер и в быту быть не сильно заметными. Однако любая форма ОНР очень усложняет процесс обучения ребёнка, снижает его успеваемость, адаптацию и отрицательно влияет на качество его жизни.

Любое нарушение речи влечёт за собой негативные последствия, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка и перейти с ним во взрослую жизнь.

Поэтому крайне важно для ребенка за 2 года до школы, но не позднее 5 лет (к этому возрасту окончательно формируется лексико-грамматический строй языка), пройти диагностику у невролога, нейропсихолога и логопеда-дефектолога с целью выявления скрытых форм нарушения речи и их немедленной коррекции.

Если ваш ребенок входит в старший дошкольный возраст (5-7 лет), задайте себе несколько вопросов:
• Понимают ли речь вашего ребенка все без исключения окружающие или просят вас «перевести», что он сказал?
• Не путает ли ваш ребенок женский и мужской род существительных, правильно согласует существительные с прилагательным, не путает времена (завтра я пошел…, красный бабочка, моя мяч и т.п.)? Даже, если подобные речевые нюансы встречаются изредка, нужно понимать, что это не норма!
• Богата ли речь вашего ребенка разнообразными прилагательными и наречиями, не говорит ли он простыми и/или скудными фразами, не отвечает ли на вопросы односложно, может ли ответить развернуто на вопрос «почему»?
• При рассказе о событиях дня, соблюдает ли ваш ребенок нить повествования, логическую последовательность событий, не перескакивает ли с одного на другое?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили отрицательно (ребенок не может), это повод обратиться к специалистам для диагностики.

Клиника Мельниковой Е.А. предлагает комплексный подход к решению проблемы ОНР:

1. Консультация невролога

2. Консультация логопеда-дефектолога

3. Подбор (при необходимости) медикаментозного и физиотерапевтического лечения

4. Подбор необходимых коррекционных занятий в т.ч. для улучшения концентрации внимания, улучшения памяти, устранения лексико-грамматических и других нарушений речи

5. Неврологическое и дефектологическое сопровождение ребенка в дальнейшем учебном процессе

Важно помнить, что ОНР можно преодолеть, но нужно успеть это сделать до школы, чтобы обучение было в радость, как юному ученику, так и его родителям.

Будьте здоровы!